Жизнь после кризиса

Вопросы Ассоциации «АВІРСУ» задает Ирина Рыбалко, главный редактор информационно-аналитического журнала PROMaison. Март, 2011 г.

— Как известно, одной из наиболее пострадавших отраслей от кризиса является реклама, соответственно уменьшились объемы рекламно-сувенирного рынка. Что собой представляет украинский рынок рекламно-сувенирной-продукции на сегодняшний день? (какое соотношение производителей-поставщиков,что было до кризиса и сейчас?)

Наталия Волошина, исполнительный директор Ассоциации Производителей и Импортеров Рекламных Сувениров Украины («АВІРСУ»):
Да, бюджеты на рекламу и, в частности, рекламно-сувенирную продукцию значительно сократились в кризисное время. Но объем рынка во многом образовался за счет предвыборных кампаний. Заказы на такую промо-продукцию многим компаниям позволили удержаться не только на плаву, но и практически сохранить свои обороты. Кроме того, есть такие промо-продукты, без которых не обходится, пожалуй, ни одно мероприятие — это традиционные и проверенные временем такие эффективные продукты, как ручки, чашки, футболки.

На данный момент европейские эксперты утверждают, что мировой рекламно-сувенирный рынок уверенно выходит из кризиса. Украина пока идет медленными шагами, но уверенными. К сожалению, на сегодняшний день в бюджетах даже крупных компаний чаще всего нет отдельной строки, посвященной сувенирке. Промо-продукция и подарки закупаются по принципу «как можно дешевле» или «если будут лишние деньги» (за исключением компаний международного уровня с европейским маркетинговым подходом). Украинский рекламно-сувенирный рынок не такой большой, и в профессиональной организации он только начинает выкристаллизовываться.

В докризисное время было больше хаоса на рынке, в отношении к маркетинговым коммуникациям со стороны клиентов и профессионализме со стороны игроков рынка. Сегодня наблюдается тенденция осознания эффективности такого инструмента, как рекламные подарки, а также понимание важности уровня сервиса и репутации зарекомендовавших себя торговых марок. Хотя еще очень много клиентов гонятся за низкой ценой, и в результате срабатывает народная мудрость «Скупой платит дважды».

По данным Ассоциации производителей и импортеров рекламно-сувенирной продукции Украины на рынке представлено порядка 5 тысяч компаний, занимающихся промо-продукцией. При этом, крупных операторов (комплексных рекламно-сувенирных компаний) — около 25 (они же и производители, и импортеры, и представители европейских ТМ). Объем рынка рекламно-сувенирной продукции, в среднем, составляет порядка 50 млн. долларов в год (несмотря на кризисный период, объем сохранился за счет предвыборных кампаний).

Алексей Филимонов, директор компании «Бюро-Крат»:

Пожалуй, рынок правильнее рассматривать в разрезе «Импортеры/Перепродавцы». Больше всего пострадали мелкие рекламные агентства, для которых потеря десятка постоянных клиентов оказалась невосполнимой.
В той или иной мере пострадали все: импортеры — от нестабильности курса валют, чрезмерных остатков товара на складах, перепродавцы — от повышения отпускных цен импортеров. Все «затянули пояса» из-за резкого сокращения покупательского спроса.
«Выжили» самые сильные и активные игроки. На сегодняшний день показатели рынка растут, но пока, к сожалению, не достигли «докризисных»- 2008-го года.

— Что Вы можете сказать об уровне конкуренции на украинском рынке рекламно-сувенирной продукции?

Н.Волошина: На украинском рекламно-сувенирном рынке нет жесткой конкуренции. По сути, во многих каталогах, с которыми работают игроки рекламно-сувенирного рынка, есть идентичная продукция. Но при этом у каждого есть свой неповторимый товар, свой эксклюзив. Рынок развивается, и крупнейшие операторы рынка заинтересованы в цивилизованном развитии и построении профессиональных единых стандартов. Поэтому крупные и стремящиеся к развитию игроки объединяются в профессиональном сообществе — Ассоциации производителей и импортеров рекламных сувениров Украины («АВІРСУ»). В принципе, участники Ассоциации являются конкурентами, но рассматривают друг друга скорее как партнеров, поскольку объединились с общерыночными профессиональными целями.

А.Филимонов: Конкуренция существует, в основном в дешевом ценовом сегменте, среди продукции, которая завозится из Китая.
Потребители, у которых сформировалась культура потребления рекламно-сувенирной продукции, обычно проявляют лояльность к одному-двум брендам.
Качественная сувенирная продукция завозится в Украину, в основном, эксклюзивно — 5-7 компаниями-импортерами. Конкуренция между сувенирной продукцией известных торговых марок в большей части не ценовая. Конкуренция между европейскими торговыми марками происходит в инновациях и дизайне.

— Какие основные тенденции рынка?

Н.Волошина:
— осознание того, что рекламный сувенир — эффективный инструмент маркетинговых коммуникаций. Соответственно, больше внимания к индивидуальному подходу и ограниченным тиражам;
— зарождается тенденция повышения роли сервиса и внимания к качеству, цена становится второстепенным показателем;
— стремление к повышению уровня профессионализма, стандартов производства и сервиса;
— увеличение деловой активности и повышение внимания к рекламным сувенирам, как инструментам продвижения;
— тренды сезона — экологическая продукция, антистрессы и «креатив в традиционном» (так, если это зонт, то с проявляющимся от дождя рисунком, или зонт нетрадиционной формы, если ручки, чашки, футболки, то часто в авторском дизайне или с применением новых технологий).

А.Филимонов:

Рынок растет. Растет активность потенциальных потребителей сувенирной продукции — медицинских компаний, банков, страховых компаний, автомобильных холдингов и т.д., а вместе с ней и потребность в рекламно-сувенирной продукции.
В условиях кризиса сокращались маркетинговые бюджеты и приоритет отдавался проверенным и наиболее эффективным каналам продвижения — рекламно-сувенирной продукции.
По данным наших партнеров, компании Senator, №1 в Европе среди производителей рекламно сувенирной продукции:
83% опрошенных любят получать промо-продукты,
48% — хотели бы получать больше промо-продуктов
38% — ассоциируют промо-продукт с компанией дарителем
Только 2% не любят получать в подарок промо-продукт.
Таким образом эффективность промо-продукта значительно превышает эффективность рекламы в СМИ.

78% не любят получать рекламу по почте
66 % раздражаются при просмотре телевизионной рекламы
33% негативно относится к рекламе в журналах
21% не используют сувенирную продукцию

— Что привнесет на рынок рекламно-сувенирной продукции проведение в Украине ЕВРО — 2012?

А.Филимонов: Новые возможности, новые «масштабные» заказы, новый интересный опыт!
В таких мероприятиях прельщает не дополнительный заработок, а популяризация сувенирной продукции как рекламного носителя для огромного количества потенциальных потребителей.

Поделиться:

Добавить комментарий