Сувенирные арт-объекты — новый тренд в корпоративных коммуникациях

Отрывок из интервью с Натальей Волошиной, исполнительным директором Ассоциации Производителей и Импортеров Рекламных Сувениров Украины («АВІРСУ») в рамках цикла интервью со спикерами Бизнес-форума «Инновации в коммуникациях. Тренды 2019»

Оксана Тодорова: Наташа, в этом году часто звучат тенденции проникновения арт в сувенирную продукцию и тренд социальной ответственности в корпоративных коммуникациях. Это очередная модная волна или все же нечто большее?

Наталия Волошина: Времена воплощения синтез-трендов с арт, DIY и фешн элементами в сувенирной продукции, а также всевозможными обозначениями «эко» и демонстрацией различных сертификатов прошли. Сегодня большинство осознанных компаний переходят, наконец, от слова к делу, от потешания эгоцентричных амбиций к реальным поступкам. Социально значимые проекты становятся неотъемлемой частью маркетинга компаний и брендов.

В 2016-2017 гг. в маркетинговых коммуникациях была мода на элементы дополненной реальности,  глобальная концентрация на онлайн коммуникациях. В 2017 г., как отмечает международная организация PSI (Promotional Service Institute), произошла «тактильная революция», и среди сувенирной корпоративной продукции вновь стали востребованы ежедневники, пишущие принадлежности и все, что хочется, приятно ощущать в реальности. В 2018 г. возник новый всплеск интереса к различным видам и формам искусства (в европейской каталожной сувенирной продукции тренды арт и фешн дизайна присутствовали достаточно ярко еще с 2016 г.). Сегодня вновь приходит осознание того, что искусство –  живое, оно пробуждает эмоции, оно вечно, а соответственно – может что-то увековечить, войдя в историю, если не государства, то хотя бы компании, а может и целого города.

Постепенно приходит не только осознание, а даже психологическая потребность в самых красивых формах искусства — на фоне всего, что происходит в стране и в мире, искусство позволяет найти некую гармонию, сбалансировать эмоции. В контакте с произведениями искусства происходит своеобразный катарсис – очищение через страдание. Я сейчас говорю о глобальной тенденции, которая не возникла ниоткуда (подобная цикличность периодически проявляется в истории), и на сувенирной продукции она отражается довольно опосредованно, локально. Все эти годы мы видели активное разрастание всевозможных арт-площадок, фестивалей, ярмарок, с довольно мощной благотворительной составляющей. Люди чаще стали уже не просто что-то производить, продавать и покупать, но и находить в этом более глубокий смысл, стараться сделать что-то не просто так, а с пользой. Ну а создатели арт-проектов и меценаты – безусловно, обретают свой PR, но красивый, элитарный, долгосрочный, и нередко – исторический. Например, символические скульптуры в качестве подарка городу, экспонат в музее, арт-ресторация. Интересные арт-объекты со своими легендами привлекают и местных жителей, и туристов. За последние несколько лет весьма оживился интерес к музеям (которые стали более современными и проводят много увлекательных мероприятий), к тематическим экскурсиям по старым улицам городов (монументальные хрестоматийные объекты каждый может посмотреть и сам, в то время как современные гиды буквально соревнуются оригинальными маршрутами и даже форматами). И вот отсюда интерес к арт-объектам связывается и с сувенирной продукцией, которая продлевает впечатления, эмоции. Сегодня все реже люди привозят из путешествий безделушки в виде магнитиков с фотографиями достопримечательностей, чашек с названиями стран и городов, и т.п. И все чаще – какую-нибудь местную вкусняшку, или что-нибудь с особым смыслом. Охотно вкладывают деньги в краудфандинговые проекты, нацеленные изменить/улучшить или значительно приукрасить жизнь. Сегодня меценатом может стать каждый, сделав свой посильный вклад. Думаю, 2019 г. должен стать годом рождения многих значимых проектов на стыке креативных индустрий. Об «Эффекте Медичи» много говорили на III Форуме Креативных Индустрий, и мы уже увидели образование новых творческих коллабораций, которые довольно успешно решают задачи социальной ответственности, не ожидая помощи от государства и всевозможных грантов (при этом не оставляя попыток), а добиваясь результатов своими силами, популяризацией своих позиций и объединения всеми возможными способами.

Оксана Тодорова: Приведи примеры успешных коллабораций и проектов, поддержанных меценатами?

Наталия Волошина: Лично мне очень нравится деятельность проекта «Спільна Перемога». Идеолог проекта и его основной двигатель – Александр Соколинский – мастерски умеет объединить спонсоров и меценатов для украинских спортсменов, которые благодаря проекту побывали во многих странах мира на престижных соревнованиях и привезли победы, титулы первенцев, чемпионов (кто не знает, самая сильная женщина планеты – между прочим, украинка — Ольга Лящук). Один из самых ярких сувенирных арт-объектов в рамках проекта «Спільна Олімпійська перемога» — кинетический перстень «Чемпионский». Разработан, исполнен в единственном экземпляре и вручен в подарок Олимпийскому чемпиону зимней Олимпиады-2018 в Пхёнчхане Александру Абраменко дизайнером ювелирных украшений Аллой Сокол (бренд «Sokol jewellery»). Вращающийся механизм перстня, на верхней части которого – эмблема фристайла Олимпиады в Пхёнчхане, зафиксировал победный чемпионский прыжок спортсмена, одновременно приводя в движение базовую часть кольца с изображением пяти Олимпийских колец и снежинок.

«Спільна Перемога» поддерживает и инициирует собственные арт-проекты, как локальные, так и масштабные. Недавно проект, благодаря найденным меценатам, сделал подарок жителям Киева и посетителям Голосеевского парка – гигантскую арт-скамейку, расписанную народными мастерами. Скамейка установлена как релакс-арт-объект – там можно не только оригинально сфотографироваться, но и порелаксировать с видом на «Голосеевское моречко». Весной «Спільна Перемога» планирует открытие в Киеве еще нескольких символичных арт-объектов.

Из монументально-исторических примеров того же Александра Соколинского, но совместно с  прошлой командой – двухтонная скульптура «Зозулица», установленная на Певческом Поле в канун Чемпионата ЕВРО 2012. Это первый в мире памятник сувениру. Зозулица – возрожденный символ Украины, свистулька-оберег. Внутри скульптуры спрятаны символические ключи от города. Это место стало популярным среди молодоженов, которые фотографируются там как с древним обережным символом. Летом возле скульптуры состоялся арт-пикник с участием новых меценатов, селебритис и народных мастеров, которые расписали Зозулицу в украинской символике.

Целая галерея меценатских арт-объектов расположена в Мариинском парке. Если внимательно перечитать все таблички, можно хорошо уловить эту тенденцию и взять идеи на PR-заметки.

Много интересных арт-объектов можно найти в экстерьерах и интерьерах известных ресторанов. Пока они просто привлекают внимание и дополнительный приток посетителей, благодаря оригинальности и красивым легендам, но некоторые стали уже настолько популярными, что готовы перейти на следующий этап – создание авторских коллекций сувенирной атрибутики, которую посетители могут унести с собой в качестве подарков или даже элементов домашнего декора, или повседневного life style. Пожалуй, наиболее яркие примеры в этом сегменте – сеть концептуальных ресторанов и арт-проектов от «IФест» (родившихся во Львове и с грандиозным успехом распространяющихся по Украине).

Кстати, очень люблю  пример твоих корпоративных картин (как локальных арт-объектов), книг, проекта из серии «брендинг городов» — уже несколько лет в своих выступлениях на различных мероприятиях показываю твои кейсы как яркий пример воплощения арт-синтез-трендов в корпоративных коммуникациях. Считаю твои арт-проекты хрестоматийными, поскольку на их примере можно изучить эффективно работающие PR-технологии в деталях и в филигранной профессиональной технике.

Вообще я уверена, что те, кто выбирает арт-проекты для повышения уровня своей PR-эффективности – это не только беспроигрышный вариант, а и формат с бесконечным потенциалом и возможностями. Взаимодействуя с арт-проектами, можно строить свои PR-кампании на многие  поколения вперед. Технологии, средства могут меняться сколько угодно, но арт-стратегия, сама идея меценатства – она вечна, и на ее основе всегда можно вырулить из любой ситуации, причем не всегда с крупными и собственными инвестициями. Главное при этом – сохранить умение оставаться людьми, а не казаться. Это высшее достижение в коммуникациях.

Кстати, к нам часто обращаются за дружественным и профессиональным советом, поддержкой, «тест-драйвом» многих интересных идей, проектов. Поэтому, если кому-то нужны идеи и готовые решения, и вы чувствуете в себе потенциал мецената – обращайтесь, познакомим. Есть очень достойные проекты, которые в поиске меценатов.

Наталия, благодарю за экспертное мнение. Ждем твое выступление 5 ноября. Спасибо, что ты с нами!
***
Регистрируйтесь на форум, друзья, и вы будете в курсе трендов в коммуникациях: https://goo.gl/ojoErK

Поделиться:

Добавить комментарий